Ювенальный алгоритм отобрания детей от Альшанской

Новости
Отобрание ребенка возможно только в случае непосредственной угрозы жизни или серьезных нарушений здоровью ребенка
 

Базовые ценностные ориентации при работе специалистов с семьей:

1. Приоритет сохранения семейного проживания ребенка

2.Презумпция добросовестности родителей

3.Уважительное отношение к членам семьи

4. Разделенная ответственность между семьей и специалистом при принятии решения.

5. Учет мнения ребенка


 

1. Прием сигнала. Анализ информации и реагирование

При поступлении сигнала о наличии проблем в семье или угроз ребенку в зависимости от содержания сигнала специалистам органа опеки, на основании критериев рисков и угроз необходимо оценить сведения, содержащиеся в сигнале. Запросить дополнительную информацию о семье из государственных органов. И условно выделить три варианта сигнала:

1) Сигнал не содержит никакой информации, внушающей подозрения о возможной угрозе для жизни и здоровья ребенка. Семья уведомляется о наличии сигнала. С ней проводится беседа по телефону. Если семья подтверждает наличие проблем – предлагается социальная помощь.

2) Сигнал не содержит информации о непосредственной угрозе жизни и серьезных угрозах для здоровья ребенка, но содержит информацию о возможных рисках и угрозах или трудностях, испытываемых семьей при воспитании ребенка – с семьей связывается социальная служба и приглашает на беседу по поводу поступившего сигнала на своей или нейтральной территории. На этом этапе без выхода в семью. Если после беседы нет оснований предполагать серьезную угрозу жизни и здоровью, а информация о наличие рисков или трудностей подтвердилась – предлагается социальная помощь или сопровождение.

3)Сигнал содержит информацию о непосредственной и очевидной угрозе жизни и здоровью ребенка – в семью выходит специалист по социальной работе в паре с психологом из службы, уполномоченной органами опеки или привлеченной по договору.

 Если есть информация о потенциально опасной ситуации в семье и выход специалистов может быть не безопасен для них, в сопровождении представителя правоохранительных органов. Для выхода необходимо принятие акта о совершении выхода. Семья должна быть предупреждена о визите, насколько это возможно. При возможности привлечь к визиту специалиста имеющего доверительные отношения с данной семьей, если работа с ней ранее проводилась государственной или негосударственной организацией.

 
2. Непосредственный выход в семью.

 
При выходе в семью специалисты по социальной работе и психолог, должны руководствоваться интересами ребенка и задачей сохранения проживания ребенка в семье, как первичной. Они должны пользоваться любыми вариантами опросников, подходов к проведению беседы, но в методических рекомендациях к ним должны быть закреплены основные сферы оценки. И, главное, этические принципы проведения подобных визитов. Правила коммуникации с семьей.

Визит может быть однократным. Если серьезных проблем не обнаружено, или наоборот, выявлен факт преступления в отношении ребенка и ребенок нуждается в немедленном отобрании.

3. Варианты принятия решений

Первичная задача специалистов (социального работника и психолога) оценить непосредственность угрозы (на основании критериев).

3.1.Непосредственной угрозы нет, но есть подозрения на возможный риск и угрозу,  или имеются серьезные обстоятельства, препятствующие полноценному развитию ребенка и соблюдению его интересов

В случае отсутствия непосредственной угрозы жизни и здоровью (при которой промедление может поставить жизнь и здоровье ребенка в реальную опасность) или  неочевидности угрозы, но наличии рисков, проводится дальнейшее расследование случая и психолого-педагогическая оценка семьи без отобрания ребенка. Если все же у специалистов остаются серьезные подозрения – совместным переводом ребенка и взрослого в социальный центр для наблюдения.

Если речь не идет о прямой угрозе насилия или риска здоровью ребенка со стороны родителя, но о потенциальном риске в силу внешних обстоятельств или условий проживания, то семье должна быть предложена необходимая помощь для устранения обстоятельств, препятствующих полноценному развитию ребенка и соблюдению его интересов. Материальная, жилищная, психологическая, педагогическая, социальная, юридическая. Любая.

Если речь идет о физическом наказании (наказаниях), не повлекшим серьезного вреда здоровью – в обязательном порядке родителям (родителю) назначается терапия или курсы по методам ненасильственного воспитания в семье. Если серьезного и есть риски – ребенок переводится к родственникам, близким взрослым, а при их отсутствии в замещающую семью или учреждение на время расследования и  работы с семьей. Всегда, если речь идет о физическом или психологическом насилии – семье (родителю) назначается терапия и курсы повышающие родительскую компетентность.

3.2. Непосредственная серьезная угроза жизни и здоровью есть

Если выявлены серьезные угрозы в отношении  жизни и здоровья ребенка не требующие промедления. Когда есть достаточные основания полагать, что оставление ребенка  в данной ситуации непосредственно повлечет за собой серьезную угрозу для его жизни и здоровья, специалисты могут принять решение об отобрании.

Но помимо самих рисков и угроз необходимо, в первую очередь, оценить их источник для принятия решения:

- в случае если угроза исходит от одного из родителей (близких взрослых) – удалить этого взрослого, либо переместить ребенка со значимым взрослым (другим родителем или родственником или близким взрослым) в другое место проживания;

- в случае если гроза исходит от внешних обстоятельств  ( например условия проживания, бедность в результате которой ребенок голодает  и тп) – необходимо устранить эти обстоятельства (либо переместить со значимым взрослым (другим родителем или родственником или близким взрослым) в иное место проживания);

- если угроза исходит от обоих родителей или единственного родителя (всех совместно проживающих взрослых) – отобрание ребенка из семьи. В этом случае в первую очередь рассматривается возможность переместить ребенка внутри родственного окружения или круга близких знакомых семьи. И только в случае отказа таковых или не возможности с ними связаться, ребенок перемещается во временную замещающую семью или учреждение

- если угроза существует по отношению к одному конкретному ребенку, временно, на время расследования, необходимо переместить ребенка к родственникам, близким взрослым. И только в случае отказа таковых или не возможности с ними связаться, ребенок перемещается во временную замещающую семью или учреждение

Внешние обстоятельства, устройство быта, бедность, низкая родительская компетентность не приводящая к непосредственным серьезным угрозам жизни и здоровью– НЕ МОГУТ В ПРИНИЦПЕ БЫТЬ ПРИЧИНАМИ ОТОБРАНИЯ

4. Финализация отобрания

В случае если все же была выявлена прямая угроза жизни и здоровью и ребенка отобрали. Он оперативно передается в семью других родственников или близких взрослых. В случае отсутствия таких родственников или возможной угрозы при таком размещении – в замещающую семью на временное устройство, и лишь в случае невозможности этих мер – в учреждение.

В течение 48 часов суд должен принять решение о подтверждении отобрания на основании предоставленных документов и свидетельских показаний (об уважительных причинах для такого срочного перемещения ребенка из семьи). Суд принимает решение либо об удовлетворении иска – тогда ребенок изымается на 1 месяц либо о немедленном возврате в семью. Семье в обязательном порядке предоставляется адвокат.

В течение месяца:

-  начинается работа с семьей – по расследованию обстоятельств и восстановлению детско-родительских отношений; открывается ИПР

- производится поиск близких взрослых (на предварительную опеку) если ребенок был первично размещен в учреждение.,

- при отсутствии родственников (близких знакомых) - замещающей семьи на временное устройство до принятия  решения

5. В процессе  перемещения ребенка из кровной семьи :

Желательно организовать сопровождение ребенка (в больницу, учреждение, временную замещающую семью) кем-то из близких и знакомых ему людей. Если ребенка везут незнакомы е люди им необходимо представиться и объяснить свою роль ребенку.

Необходимо рассказать ребенку в максимальном безопасном варианте о том, что будет, куда они едут, как примерно дальше будут разворачиваться события, как он будет контактировать с родителями, на какой срок  он едет. Общение необходимо строить с учетом возраста ребенка.

6. Дальнейшая работа с семьей после отобрания:

Даже в случае отобрания первичной задачей должна ставиться задача возвращения ребенка в семью (за исключением случаев уголовного расследования в связи с преступлением обоих или единственного родителя по отношению к ребенку или отказа родителей от дальнейшего воспитания ребенка).

При отобрании ребенка должна быть начата процедура расследования и работы с семьей. Социальной службой проводится расследование всех обстоятельств В результате расследования должно быть принято решение: работа по поддержке семьи, работа по восстановлению детско-родительских отношений, временное устройство, постоянное семейное устройство

В течении месяца открывается план по реабилитации семьи и назначается ответственный за ведение семьи сотрудник. Само ведение семьи может предусматривать любые сроки от месяца до года с вариантами  продления. Работа ведется совместно с организацией, где находится ребенок – если он находится в организации.

В обязательном порядке  с первого дня отобрания определяется посещение родителями ребенка. Должна быть возможность ежедневного посещения. Препятствием может служить лишь ситуация сексуального насилия в отношении ребенка взрослым и физического или психологического насилия, после которого ребенок возражает против общения с родителем.

Если невозможно восстановить отношения с родителями  (поведение родителей не поддается коррекции (угрожает жизни и здоровью)) - постоянное семейное устройство:

- к родственникам;

- к знакомым взрослым;

- к другим гражданам.

Последовательность  может быть изменена, если есть взрослый, у которого с ребенком уже сложились отношения привязанности. Основной момент при устройстве ребенка – это уже сложившаяся привязанность. Она является приоритетом при устройстве ребенка в семью.

Ограничение в родительских правах

В случае если родитель не справляется с какими-то обязанностями, нарушает какую-то серьезную сферу прав ребенка (не пускает в школу, запрещает переливание крови), его родительские права могут по суду ограничиваться в этой части и передаваться государству либо второму опекуну, должно быть назначено сопровождение семьи. Таким образом, происходит распределение опеки для решения конкретных задач на конкретный срок. ОРП не должно в обязательном порядке сопровождаться отобранием ребенка.

ОРП назначает на срок до полугода с возможностью пересмотра.

Лишение родительских прав

Должно быть самой крайней и редко используемой мерой.

После исчерпанности всех мер работы и поддержки семьи. На суде должна быть доказана длительная проведенная работа по устранению угроз (в соответствии с порядком). Если у семьи не хватает ресурсов для устранения угроз, исходящих от внешних обстоятельств - должны быть меры государственной  поддержки. Семье в обязательном прядке должен быть предоставлен адвокат.

При ЛРП не всегда должен быть запрет на совместное проживание и общение (если остается другой родитель). По этому вопросу отдельное решение принимает суд, в зависимости от ситуации.

Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги
на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: