Внимание! 20 декабря в Госдуме планируется принятие в третьем чтении опасного законопроекта № 157752-7 (о биометрической идентификации).

Новости
Особую обеспокоенность вызывают поправки, внесенные ко второму чтению. Изначально, в первом чтении, законопроект был предназначен для биометрической идентификации исключительно клиентов банков. После принятия поправок (на 43 страницах) объем законопроекта вырос в 4,5 раза преимущественно за счет норм, существенно расширяющих применение к гражданам ЕСИА, а также легализующих создание и функционирование единой биометрической системы, которая будет распространена уже на любые иные сферы деятельности (в том числе на государственные услуги, пенсионное обеспечение, различные виды страхования и пр.)


Принятие поправок на пленарном заседании 15.12.2017 произошло за несколько минут без всякого обсуждения. В спешке не было получено обязательное по Конституции заключение правительства: в соответствии с поправками оператор биометрической системы (видимо, «Ростелеком») будет взимать плату не только с банков, но и с государственных структур, то есть запланированы бюджетные расходы. Не учли даже замечания, содержавшиеся в правительственном отзыве, например, о необходимости определения мер ответственности за его нарушение.
 
В законопроекте содержится множество антиконституционных норм, в частности, вся регламентация, включая состав размещаемых в единой биометрической системе сведений (фотография, голос, дактилоскопические данные, снимок роговицы глаза или что другое), опускается на правительственный и ведомственный уровень, в то время как именно такое положение дел послужило основанием для отклонения Президентом РФ закона о создании информационной системы «Контингент обучающихся». 
 
Нет никаких гарантий соблюдения добровольности использования системы: исключительно с согласия планируется осуществлять только первоначальный ввод информации в систему; возможность отзыва согласия с последующим удалением данных не предусмотрена; такой оговорки (о необходимости согласия) нет в случаях использования системы, в том числе, в целях идентификации. 
        
Реальная практика внедрения электронных технологий, в том числе, истребования подписать согласие на обработку персональных данных при получении той или иной помощи, свидетельствует об его фактически добровольно-принудительном характере. Достаточно назвать толкование со стороны всех государственных органов подпункта "в" пункта 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601, согласно которому к 2018 году не менее 70% россиян должны использовать ЕСИА.
        
В этой связи не вызывают оптимизма сообщения СМИ о том, что, в странах (в частности, в Индии), в которых биометрическая идентификация изначально была добровольной, она постепенно стала необходимой для получения государственных услуг и мер социальной поддержки, оплаты налогов, открытия счёта в банке и т.д.
Считая недопустимой практику принятия фундаментальных изменений законодательства как поправок к законопроектам, регулирующих иные вопросы, общественность, входящая в «Координационный Совет общественных организаций Алтайского края по вопросам семейной политики и социальной безопасности», обратилась к депутатам, иным руководителям с требованием отклонить опасный законопроект, рассматривать его и любые подобные новшества только при условии всестороннего общественного обсуждения. 
Кроме того, обращаем внимание на вступающую в силу 01.01.2018 главу «Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО)» закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", реализация которой также может привести к массовым нарушениям прав и свобод граждан. 
 
Прежде всего, данная глава содержит чрезвычайно широкий и неопределенный перечень случаев, в которых должны аккумулироваться персональные данные. Согласно части 2 статьи 6.9 закона объединению подлежат сведения из информационных систем органов и организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, иные социальные гарантии и выплаты. Мало того, что положения об обработке этой информации введены в закон, предмет которого существенно уже (государственная социальная помощь) (то есть аналогично законопроекту о биометрической идентификации), так и понятие «социальные гарантии» не определено ни этом законе, ни в законодательстве в целом. Что позволяет исполнителю применять его на практике по своему усмотрению, в том числе произвольно формировать классификатор таких социальных мер и перечень категорий их получателей. В результате, например, в ЕГИССО попадет даже бесплатное (или с 50процентной оплатой) обеспечение больных, страдающих определенными заболеваниями, необходимыми лекарственными препаратами, являющееся частным случаем бесплатной медицинской помощи. Как говорится, еще хорошо, что в систему не вводят обеспечение бесплатными учебниками и учебными пособиями, это ведь тоже можно назвать социальной гарантией.
 
Во-вторых, из текста закона не понятно, будет ли обусловлена реализация конституционных прав граждан на создание государством условий, обеспечивающих их достойную жизнь и свободное развитие (статья 7 Конституции РФ) согласием на обработку персональных данных в централизованной системе, обязательным наличием и использованием СНИЛС. С одной стороны внушают надежду пункты 26 и 27 Положения о ЕГИССО, утвержденного постановлением правительства от 14.02.2017 г. № 181. Согласно этим пунктам, обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, осуществляется в соответствии с требованиями закона "О персональных данных"; согласие гражданина на обработку его персональных данных подтверждается заявлением, поданным гражданином в орган, предоставляющий меры социальной защиты (поддержки). С другой стороны, такая формулировка и практика говорят о том, что отсутствие этого согласия может означать отказ в оказании помощи. То же самое можно сказать о СНИЛС, который должен содержаться в системе согласно части 4 статьи 6.9 закона. Уже сейчас государственные и муниципальные органы и организации на местах, обязывая граждан получать и предъявлять СНИЛС, ссылаются на то, что с 1 января наличие СНИЛС для оказания всей этой государственной помощи будет обязательным.
Вместе с тем основания, условия, объемы предоставления социальных гарантий, их виды, круг получателей, обязанности по использованию ЕГИССО при предоставлении социальных гарантий и представлению в нее сведений должны быть урегулированы в федеральных законах, которыми эти гарантии установлены.
 
Об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту № 287873-7, который принят в первом чтении 13.12.2017 и который предусматривает внесение изменений в 37 федеральных законов, в части установления обязанности по размещению персональной информации в ЕГИССО.
 
В связи с изложенным, наши общественные организации обратились в органы власти с требованием признания утратившим силу законодательных норм об ЕГИССО, отклонения законопроекта №287873-7.
 
Предлагаем неравнодушным согражданам, общественным деятелям и организациям выразить свою позицию по данным вопросам.

АКОО «Общественный родительский комитет», «Общество православных врачей Алтайского края», АКОО опекунов и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Доброе сердце», фракция «За семью!» ВПП «Партия Великое Отечество», АКОД «Много деток - это хорошо», видеостудия клуба «Поиск», АКО МОД «Межрегиональное родительское собрание», Алтайская инициатива за бесплатное образование, АКО ООД «Всероссийский Женский Союз - Надежда России».

Ссылки:
Паспорт законопроекта №157752-7 (о биометрической идентификации)
http://sozd.parlament.gov.ru/bill/157752-7

Стенограмма его рассмотрения в 1м чтении 27.09.2017
https://lexfeed.ru/law/157752-7

Информация комитета Государственной Думы по финансовому рынку от 15.12.2017
http://www.komitet2-12.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/15234149/

Верховный суд Индии подтвердил обязательность биометрической идентификации для открытия банковского счёта
http://d-russia.ru/verhovnyj-sud-indii-podtverdil-obyazatelnost-biometricheskoj-identifikatsii-dlya-otkrytiya-bankovskogo-schyota.html

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ (об ЕГИССО)
http://base.garant.ru/71294570/

Правительство утвердило положение об ЕГИССО
http://d-russia.ru/pravitelstvo-utverdilo-polozhenie-o-edinoj-gosudarstvennoj-informatsionnoj-sisteme-sotsobespecheniya.html

Паспорт законопроекта N 287873-7 (изменения в 37 законов)
http://sozd.parlament.gov.ru/bill/287873-7
 

Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги
на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: