НЕЗДОРОВЫЙ ОТВЕТ МИНЗДРАВА

Новости
Как мы ранее сообщали, с 1 января 2018 г. в РФ вступили в силу нормы, направленные на формирование системы тотального электронного контроля за здоровьем населения. Частью этой системы является подсистема контроля детей через ежегодные профилактические осмотры на основании Приказа Минздрава N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» (Приказ № 514н) http://дети-петербург.рф/News/?newsid=1327

В ответ на наши обращения против опасного Приказа мы получили неутешительный ответ Минздрава. В частности, нам сообщили, что принудительная передача медкарты на ребенка (из любых клиник, в т.ч. платных, с детальными данными о медосмотрах ребенка) в поликлинику по ОМС необходима для организации «лечения, мед. реабилитации, иммунопрофилактики» ребенка; «ИНАЧЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ ПОТЕРЯЮТ СМЫСЛ, ПОСКОЛЬКУ ЗА НИМИ НЕ ПОСЛЕДУЮТ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ». Это цитата. Т.е., прописанные в медкарте мероприятия ОБЯЗАТЕЛЬНО должны «последовать»?! Позвольте, а мнение родителей о необходимости тех или иных «рекомендованных мероприятий» кого-то интересует?

Разберем ответ по пунктам.

1).        Мы указывали на некорректность отмены предварительных и периодических (кратких) медосмотров для детей, применявшихся ранее.

Минздрав сообщил, что наличие трех видов медосмотров признано «избыточным», в связи с чем решено оставить только один «профилактический осмотр» (исключив предварительные и периодические).

Однако вследствие такого решения граждане лишены права выбора, дети будут вынуждены проходить ежегодно полный профилактический осмотр для получения справки о группе здоровья (для занятий физкультурой). Вместе с тем, по раннее действовавшему Приказу достаточно было одного «предварительного» осмотра при поступлении в школу и «периодических» ежегодных осмотров исключительно педиатра в целях продолжения обучения. По новому Приказу предусмотрены только полные ежегодные профилактические осмотры (которые могут длиться до 45 дней). Такое регулирование:

- подрывает право граждан на образование (ст. 43 Конституции), поскольку ставит под вопрос допуск к занятиям физкультурой для детей, родители которых желают отказаться от полного профилактического осмотра;

- подрывает право (!) граждан на медицинскую помощь (ст. 41 Конституции), поскольку фактически принуждает родителей дать «согласие» на мед. вмешательство в рамках «профилактического осмотра» (ст. 20 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»), ибо иным способом получить справку для занятий физкультурой невозможно;

- в случае отказа родителей от проф. осмотра может привести к вмешательству в семью со стороны «субъектов профилактики безнадзорности» в связи с якобы «неисполнением родителями обязанности заботиться о здоровье ребенка». Практика преследования благополучных родителей лишь по факту уклонения от посещения поликлиник, к сожалению, набирает  обороты, делая из врачей, которые должны лечить, врагов семьи, которые должны выискивать («выявлять») «ранее семейное неблагополучие».

2).        В ответе Минздрава указано, что новое регулирование является профилактикой смертей на физкультуре, поскольку позволит своевременно корректировать группу здоровья.

На самом деле ранее действовала система, которая также позволяла это делать, поскольку ежегодно проводился «периодический медосмотр» педиатром, который по сути продлевал на новый период результаты предварительного осмотра (в т.ч. по группе здоровья).

3).        В отношении отсутствия правила о сопровождении ребенка родителями на медосмотре.

В ответе сказано, что «запрета для родителей сопровождать ребенка» Приказ № 514н не содержит. Однако «отсутствие запрета» не равно правилу по присутствию родителей (хотя бы по их усмотрению). В Приказе №514н сказано одно: «В день прохождения профилактического осмотра несовершеннолетний прибывает в место проведения профилактического осмотра и представляет направление на профилактический осмотр и информированное согласие». Родители  не упомянуты (в отличие от ранее действовавшего Приказа, который прямо говорил о сопровождении родителей).

При этом перечень процедур, на которые соглашаются «в силу закона» граждане, подписывая стандартный бланк информированного согласия, включает в себя, широкий перечень действий, в т.ч. рентген, иммунологические исследования, введение лекарственных препаратов и др. (см. Приказы Минздрава от 20 декабря 2012 г. N 1177н, от 23 апреля 2012 г. N 390н). То есть, врачи с общим «информированным согласием» могут позволить себе самые различные действия в отношении ребенка в отсутствие родителей. Наличие общей формы «согласия» является профанацией согласования с гражданином условий мед. вмешательства (ст. 20 ФЗ № 323-ФЗ), которое должно быть конкретным и касаться каждой отдельной процедуры.

4).        В отношении нормы о принудительной передаче данных о результатах медосмотров детей любыми медицинскими организациями в образовательные учреждения.

Минздрав указал, что данные медосмотров будут переданы в «медблок», а не преподавателям школы. Но из этого мы и исходили. Речь в нашей жалобе шла не о том, кто именно в школе станет счастливым обладателем детальной информации о здоровье ребенка, а о том, что такая норма в любом случае противозаконна.

Минздрав «нашел» в качестве «правового» основания для принудительной передачи данных в медблок школы пункт ФЗ № 323-ФЗ о том, что «предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства РФ о персональных данных» (п. 8 ч. 4 ст. 13). Однако в данном пункте закона речь идет о ситуации оказания медицинских услуг в текущий момент! А регулирование, установленное Приказом № 514н, исходит из принудительной передачи широкого перечня данных медкарты, составляющих врачебную тайну, от врачей любых клиник (в т.ч. платных) в медблок школы на хранение (а не в связи с конкретной оказываемой помощью).

На самом деле законной может быть только такая передача данных в медблок школы, на которую граждане дали отдельное согласие.

Зачем данные обширного профилактического мед.осмотра, который касается всех аспектов здоровья ребенка, передавать из медицинской организации в школу? Для физкультуры более чем достаточно сведений о мед. группе здоровья ребенка. Полагаем, что Приказ № 514н создает условия для сбора и распространения среди субъектов межведомственного взаимодействия детальных данных о ребенке, о динамике его развития, в целях обеспечения возможности для вмешательства в семью, то есть, создает удобство для чиновников, а не для граждан.

5). О принудительной передаче данных из любых медицинских организаций, в которых ребенок прошел медосмотр, в поликлинику по ОМС.

Минздрав не внял нашей жалобе на недопустимость сего действия и указал, что карта медосмотра включает в себя рекомендации по лечению, мед. реабилитации, формированию здорового образа жизни, режиму дня, питанию, иммунопрофилактике и др., поэтому передача медкарты в поликлинику по ОМС необходима для организации «лечения, мед. реабилитации, иммунопрофилактики». Дополнил Минздрав свою мысль словами: «ИНАЧЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ ПОТЕРЯЮТ СМЫСЛ, ПОСКОЛЬКУ ЗА НИМИ НЕ ПОСЛЕДУЮТ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ». Т.е., прописанные мероприятия ОБЯЗАТЕЛЬНО должны «последовать». Из полученного ответа следует один –единственный вывод: врачи решат, что нужно ребенку, принудительно передадут и принудительно исполнят указания в поликлинике по ОМС.

Надо ли разъяснять, что оба действия противозаконны: как передача данных, составляющих врачебную тайну без прямого письменного согласия родителей (ст. 13 ФЗ № 323-ФЗ), так и любое принуждение к исполнению врачебных рекомендаций (в силу добровольности мед. вмешательств по ст. 20 ФЗ № 323-ФЗ)!

Конституцией установлено ПРАВО граждан на медицинскую помощь, а не обязанность ее получения. Поэтому Приказ данной нормой нарушает ст. 41 Конституции, а также ст. 19 ФЗ № 323-ФЗ о праве на выбор врача.

Из всего вышеизложенного следует только то, что государство (в лице Минздрава) абсолютно не доверяет родителям (которые по закону имеют приоритетное право определять вопросы, касающиеся заботы о ребенке), и создает правовые условия для внедрения приоритетного права государства решать вопросы по здоровью каждого конкретного ребенка.

6). В отношении нормы о принудительно внесении данных медосмотров всех детей России в единую электронную базу (интернет-портал) Минздрава (тот самый, «для сирот»).

В ответе Минздрава сказано: «заполнение карты профилактического медосмотра несовершеннолетнего в электронном виде не является новеллой впервые введенной данным приказом». Вот и все разъяснение… Что это!?! Какую –либо логику в данном ответе усмотреть невозможно. В нашей жалобе поставлен вопрос о недопустимости создания единой электронной базы со сведениями о здоровье всех детей России, ежегодно обновляемой и персонифицированной. Это – нарушение неприкосновенности частной жизни и угроза нацбезопасности. И что мы получили в ответ?

На один из главных вопросов Минздрав не нашел, что ответить, ибо обозначенные угрозы бесспорны.

Стоит напомнить, что в медкарту внесены (а значит, появятся в Интернет-портале), в частности: ФИО, дата рождения, место жительства, СНИЛС, номер мед. полиса, место обучения, масса, рост, окружность головы (для детей до 4 л.), полная оценка психического развития: познавательная, моторная, эмоциональная, социальная функции (возраст развития), психомоторная сфера, интеллект, эмоционально-вегетативная сфера (норма/нарушения); все диагнозы, рекомендации по диспансерному наблюдению, реабилитации, лечению, информация о выполнении рекомендаций, оценка полового развития -  половая формула мальчика/девочки и др., т.е., самые обширные сведения о здоровье ребенка.

Введенным регулированием грубо нарушаются также положения законодательства о персональных данных (см. детально образец тут http://дети-петербург.рф/News/?newsid=1327).

Понятно, что данные из единой базы Минздрава окажутся доступны злоумышленникам. Вместе с тем, получение согласия граждан на размещение данных о здоровье детей в портале Минздрава не предусмотрено Приказом. А на нашу просьбу о внесении в Приказ № 514н прямой нормы о необходимости письменного согласия родителей на внесение данных о медосмотре ребенка в электронные формы и базы Минздрав не ответил вообще.

Продолжаем требовать исправления законодательства. Образец на имя В. Скворцовой приложен, для остальных – исправить шапку.

 

Направить жалобы предлагаем:
Президенту http://letters.kremlin.ru/
Председателю Правительства http://services.government.ru/letters/
Министру здравоохранения В.И. Скворцовой https://www.rosminzdrav.ru/reception/appeals/new,
Ген. прокурору Ю.Я. Чайке http://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/
Название файла Размер Добавлен
образец_Ответ на Ответ Минздрава по Приказу 514н.docx 29 КB 11.02.2018
ответ Минздрава по Приказу 514н.pdf 396 КB 11.02.2018

Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги
на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: