Не пускают в сад (школу) без прививки от кори: законно ли это?

Новости
В СМИ муссируется информация о недопуске в образовательные организации ряда регионов учащихся без прививок от кори. Поступают жалобы на то, что происходит буквально принуждение к вакцинированию. Как на «правовое основание» для такого принуждения, например, в Екатеринбурге ссылаются на постановление зам. главного санитарного врача (далее – сан.врач) по Свердловской области от 24.01.2019 г. «О проведении профилактических прививок против кори по эпидемическим показаниям» № 05-24/2. В указанном постановлении сказано, что «по предварительным диагнозам в январе 2019 г. зарегистрировано 4 случая кори», поэтому предлагается объемный перечень мер, направленных на борьбу со сложившейся ситуацией, который включает преимущественно вакцинирование от кори практически всех жителей Екатеринбурга. Администрация города закрывает двери образовательных учреждений не привитым от кори https://м.екатеринбург.рф/news/74969-gorodskaya-kchs-vvela-zashchitnye-mery-protiv-rasprostraneniya-kori-v-ekaterinburge
 
Допустимо ли это?
 
По общему правилу, согласно п. 1 ст. 5 ФЗ РФ от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» «граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок» без каких-либо последствий и ограничений прав. Закрытый перечень исключений установлен в п. 2 ст. 5 закона. В частности, сказано, что «отсутствие профилактических прививок влечет: … временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий».
 
Но это положение закона необходимо толковать в системной связи с другими нормами.
 
Согласно п. 1 ст. 31 ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, на территории РФ, территории соответствующего субъекта РФ, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний».
 
При этом по п. 3 указанной статьи «Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ».
 
Применительно к кори действуют Санитарные правила СП 3.1.2952-11 "Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июля 2011 года N 108 (далее – СП 3.1.2952-11).
 
«Мероприятия в очагах кори, краснухи и эпидемического паротита» предусмотрены  разделом V СП 3.1.2952-11.
 
Согласно п. 5.3. «При получении экстренного извещения специалисты территориальных органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов проводят эпидемиологическое обследование очага (очагов) инфекции: определяют границы очага (очагов) по месту проживания, работы, обучения, пребывания заболевшего (при подозрении на заболевание); круг лиц, бывших в контакте с заболевшим, их прививочный и инфекционный анамнез в отношении кори или краснухи, или эпидемического паротита; осуществляют контроль за проведением противоэпидемических и профилактических МЕРОПРИЯТИЙ В ОЧАГАХ».
 
Детских садов и школ в СП 3.1.2952-11 касаются следующие положения:
 
«5.4. ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ОЧАГА ИНФЕКЦИИ в дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях … с момента выявления первого больного до 21 дня с момента выявления последнего заболевшего в коллектив не принимаются лица, не болевшие корью, краснухой или эпидемическим паротитом и не привитые против этих инфекций».
 
«5.7. За лицами, ОБЩАВШИМИСЯ с больными корью …, УСТАНАВЛИВАЕТСЯ МЕДИЦИНСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ в течение 21 дня с момента выявления последнего случая заболевания в очаге.
 
5.8. В дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях … организуется ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОСМОТР КОНТАКТНЫХ ЛИЦ медицинскими работниками в целях активного выявления и изоляции лиц с признаками заболевания».
 
Из этого можно заключить, что:
 
(1) карантин по кори возможен только в каждом конкретном саду (школе) при появлении именно в нем «очага» кори (то есть, заболевшего корью),
 
(2) если ребенок посещал сад (школу) в тот период, когда был выявлен больной корью, за таким «контактным» ребенком (вне зависимости от того, привит он или нет) устанавливается медицинское наблюдение в течение 21 дня с момента выявления больного ребенка (с ежедневными мед.осмотрами при посещении сада (школы)),
 
(3) временный отказ в приеме в сад (школу) допустим только в отношении такого ребенка, который не привит от кори, не болел корью и НЕ посещал сад (школу) до выявления в соответствующем учреждении больного (т.е., не являлся «контактным» на момент возникновения «очага»).
 
Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции РФ «Каждый имеет право на образование». По ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Ограничения прав по посещению образовательных учреждений изложены в нормативных актах, приведенных выше. Все остальные ограничения являются нарушением конституционного права на образование.
 
Как справедливо отмечает д.ю.н. профессор, заслуженный юрист России Н.М. Малеина законодательством «НЕ предусмотрено отстранение от занятий учащихся без прививок в период эпидемии» http://lawmed.narod.ru/arcticles/st01.html.
 
Что касается вакцинации в СП 3.1.2952-11 сказано:
- п. 5.9: «В очагах кори и эпидемического паротита определяется круг лиц, подлежащих иммунизации против этих инфекций по эпидемическим показаниям»,
- п. 5.10: «Иммунизации против кори по эпидемическим показаниям подлежат лица, имевшие контакт с больным (при подозрении на заболевание), не болевшие корью ранее, не привитые, не имеющие сведений о прививках против кори, а также лица, привитые против кори однократно - без ограничения возраста. Иммунизация против кори по эпидемическим показаниям проводится в течение первых 72 часов с момента выявления больного. При расширении границ очага кори (по месту работы, учебы, в пределах района, населенного пункта) сроки иммунизации могут продлеваться до 7 дней с момента выявления первого больного в очаге».
 
ОДНАКО при этом никто не отменял норм Федеральных законов.
 
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»  медицинское вмешательство в отношении ребенка, не достигшего 15-летнего возраста, осуществляется на основании информированного добровольного согласия одного из родителей ребенка, за исключением особых случаев, указанных в ч. 9 ст. 20 (устранение угрозы жизни и т.п.).
 
Согласно п. 2 ст. 11 ФЗ РФ от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» «Профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством РФ».
 
Аналогичное требование содержится в «Порядке проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ показаниям», согласно п. 4 которого «Перед проведением профилактической прививки лицу, подлежащему вакцинации, или его законному представителю разъясняется необходимость иммунопрофилактики инфекционных болезней, возможные поствакцинальные реакции и осложнения, а также последствия отказа от проведения профилактической прививки и ОФОРМЛЯЕТСЯ информированное ДОБРОВОЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (см. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»).
 
Другими словами, любое принуждение к вакцинации незаконно.
 
О добровольности прививок от кори для жителей Екатеринбурга свидетельствуют и положения самого постановления санитарного врача по Екатеринбургу (п. 4.2. «активизировать работу с лицами, оформившими ранее отказ от иммунизации против кори» - это не значит привить, а значит – уговорить). Кроме того, в п. 11.1. сказано о реализации ПРАВА на получение в УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ иммунизации против кори. «Установленный порядок» приведен выше, т.е., предполагает оформление согласия на прививки.
 
Таким образом, в случаях ограничений права на образование помимо случаев, четко оговоренных в законодательстве, граждане могут подавать жалобы в прокуратуру.
 
Название файла Размер Добавлен
Postanovlenie_po_kori_yanv2019 (1).pdf 1 МB 25.02.2019

Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги
на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов:
ШКОЛЬНЫЕ КАРТЫ «ПРОХОД-ПИТАНИЕ» КАК НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ И СПОСОБ ВНЕДРЕНИЯ ТОТАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОННОГО КОНТРОЛЯ
Атака на гражданские права: теория и практика юридической борьбы с электронным ГУЛАГом